Еще один музейный раритет - бронзовая статуэтка, датированная V в. до н.э.

Пятигорский краеведческий музей обладает многими редкими, ценными интересными экспонатами. К числу таковых бесспорно относится одна из древних бронзовых статуэток необычного облика. Она литая и увесистая, хотя и небольшая - высотой чуть более 9 см. Фигурка изображает обнаженного мужчину с подчеркнутыми признаками пола, выделенным носом и крупными глазами, в шлеме сложной формы с двумя высокими, слабо изогнутыми рогами. Обе руки согнуты в локтях и подняты, особенно правая, в которой данный персонаж держит овальный предмет неясного назначения. На ногах, как будто, присутствует какая-то деталь одежды в виде длинной накидки или широких внизу штанов. Фигурка имеет небольшую овальную малоустойчивую подставку и заостренный горизонтально выступающий штырь сзади для дополнительного крепления к какой-то основе. Сейчас нижняя овальная подставка опущена в экспозиционный пластилин для удобства экспонирования в вертикальном положении.
По музейной документации предмет происходит и Юго-Восточной Чечни (Ичкерии). Сведений о дарителе не зафиксировано. Известно только, что статуэтка была записана в фонды музей в 1985 г. во время проведения сверки коллекций. Экспонат ориентировочно датирован V в. до н.э., что вполне допустимо.
Данный образец мелкой бронзовой антропоморфной (изображающей людей) пластики, как и скульптура вообще, относится к объемным пространственным видам древнего искусства племен и народов Кавказа. Подобных изделий, относящихся к различным районам, древним культурам и периодам в широком временном диапазоне с XV в. до н.э. до Х в. н.э. в Кавказском регионе известно уже немало – около тысячи экземпляров. Но, несмотря на это, каждая статуэтка имеет высокую научную и культурную ценность в связи с тем, что они очень разнообразных по видам, формам и микродеталям изображений. Важно понять смысловое содержание этих образов. Распространено мнение, что они выражали архаических божеств плодородия, охоты и войны. Но специалисты считают, что такие трактовки являются очень обобщенными, и в действительности данное направление искусства было связано с намного более сложным духовным миром древних обитателей Кавказского края, в котором, помимо богов и духов, присутствовали герои, образы и качества для подражания…
Нужно также учитывать, что большую роль в выработке и воспроизводстве образов играли разнообразные и широкие межрайонные и межрегиональные культурные связи и контакты. Поэтому выделяются и сходные разновидности. Так, подобные нашему образцу фигурки встречались в Дагестане, в Армении и самые близкие территориально к Пятигорью – в Кабардино-Балкарии (Чегемское ущелье). Но абсолютное большинство их хранятся сегодня в центральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в собраниях ближнего и дальнего зарубежья. Насколько нам известно, в северокавказских музеях таких статуэток нет. И это еще раз подчеркивает важность и значимость коллекций Пятигорского краеведческого музея, в которых имеются и имелись редкие экспонаты.

Уместно будет припомнить здесь и то, что первые бронзовые антропоморфные фигурки появились еще в самом начале 1920-х гг. и относились они к собранию известного российского археолога Всеволода Ростиславовича Апухтина (1874 – после 1928 гг.). Затем их коллекция пополнялась в середине 1920-х и в начале 1930-е гг., причем находки делались и в окрестностях Пятигорска. В тот период в музее появился и уникальный экспонат – мужская фигурка с птицей в правой руке. О ней писали многие исследователи, начиная с работы А.А. Захарова 1933 г., опубликованной в Варшаве. Современный исследователь мелкой бронзовой пластики Кавказа кандидат исторических наук О.А. Брилева (г. Москва), собрав сведения об около 900 статуэтках, не нашла не одного изделия с птицами, кроме пятигорского. То есть и этим экспонатом мы могли бы гордиться, если бы он не был утрачен, наряду с другими культурными ценностями, вероятно, в период Великой Отечественной войны и пятимесячной оккупации Пятигорска.
Но, несмотря на это, когда Вы посетите наш музей, Вашему вниманию предстанут не только описанная статуэтка и другие образцы древней мелкой пластики, но и многие другие свидетели богатой и разнообразной истории и культуры времен и народов.
По музейной документации предмет происходит и Юго-Восточной Чечни (Ичкерии). Сведений о дарителе не зафиксировано. Известно только, что статуэтка была записана в фонды музей в 1985 г. во время проведения сверки коллекций. Экспонат ориентировочно датирован V в. до н.э., что вполне допустимо.
Данный образец мелкой бронзовой антропоморфной (изображающей людей) пластики, как и скульптура вообще, относится к объемным пространственным видам древнего искусства племен и народов Кавказа. Подобных изделий, относящихся к различным районам, древним культурам и периодам в широком временном диапазоне с XV в. до н.э. до Х в. н.э. в Кавказском регионе известно уже немало – около тысячи экземпляров. Но, несмотря на это, каждая статуэтка имеет высокую научную и культурную ценность в связи с тем, что они очень разнообразных по видам, формам и микродеталям изображений. Важно понять смысловое содержание этих образов. Распространено мнение, что они выражали архаических божеств плодородия, охоты и войны. Но специалисты считают, что такие трактовки являются очень обобщенными, и в действительности данное направление искусства было связано с намного более сложным духовным миром древних обитателей Кавказского края, в котором, помимо богов и духов, присутствовали герои, образы и качества для подражания…
Нужно также учитывать, что большую роль в выработке и воспроизводстве образов играли разнообразные и широкие межрайонные и межрегиональные культурные связи и контакты. Поэтому выделяются и сходные разновидности. Так, подобные нашему образцу фигурки встречались в Дагестане, в Армении и самые близкие территориально к Пятигорью – в Кабардино-Балкарии (Чегемское ущелье). Но абсолютное большинство их хранятся сегодня в центральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в собраниях ближнего и дальнего зарубежья. Насколько нам известно, в северокавказских музеях таких статуэток нет. И это еще раз подчеркивает важность и значимость коллекций Пятигорского краеведческого музея, в которых имеются и имелись редкие экспонаты.

Уместно будет припомнить здесь и то, что первые бронзовые антропоморфные фигурки появились еще в самом начале 1920-х гг. и относились они к собранию известного российского археолога Всеволода Ростиславовича Апухтина (1874 – после 1928 гг.). Затем их коллекция пополнялась в середине 1920-х и в начале 1930-е гг., причем находки делались и в окрестностях Пятигорска. В тот период в музее появился и уникальный экспонат – мужская фигурка с птицей в правой руке. О ней писали многие исследователи, начиная с работы А.А. Захарова 1933 г., опубликованной в Варшаве. Современный исследователь мелкой бронзовой пластики Кавказа кандидат исторических наук О.А. Брилева (г. Москва), собрав сведения об около 900 статуэтках, не нашла не одного изделия с птицами, кроме пятигорского. То есть и этим экспонатом мы могли бы гордиться, если бы он не был утрачен, наряду с другими культурными ценностями, вероятно, в период Великой Отечественной войны и пятимесячной оккупации Пятигорска.
Но, несмотря на это, когда Вы посетите наш музей, Вашему вниманию предстанут не только описанная статуэтка и другие образцы древней мелкой пластики, но и многие другие свидетели богатой и разнообразной истории и культуры времен и народов.
Заведующий сектором природы и археологии,
кандидат исторических наук
С.Н. Савенко
кандидат исторических наук
С.Н. Савенко