Икона Иоанна Крестителя

Перед нами – рельефная икона, скульптурное изображение усекновенной головы Иоанна Предтечи, уникальное произведение церковной деревянной скульптуры, датируемое ХVIII веком. Скульптура – произведение неизвестного нам мастера-резчика. Памятник не имеет истории поступления в музей, поставлен на учет музея в послевоенные годы, поэтому можно только строить предположения о способах его появления в музейной коллекции.
Скульптура выполнена с большим тщанием и в выразительной статике. В обработке произведения видна рука опытного художника, необычайно тонко чувствующего пропорции. Обращает на себя внимание откровенность пластики, не свойственная иконной традиции. Очень интересна композиция по цвету. Это сочетание холодного тона посеребрения и глухих охристых тонов. Цвет акцентирует моделировку лица и прядей волос. Окраска придает скульптуре еще большую силу выражения и приземленность. Подчеркивая человеческий облик святого, мастер передает тяжесть совершенного преступления и неотвратимость наказания за совершенное жестокое убийство, отражает полноту скорби и переживания.
.JPG)
Произведение представляется уникальным памятником христианской культуры, определенно выдает католическую традицию. Можно предположить, что чуждая северокавказскому региону икона могла быть завезена на Кавказ или соотечественниками-ветеранами двух войн – Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, или же она попала сюда с иностранными, в частности, польскими репатриантами уже в начале ХIХ века. В характеристике этой скульптуры можно провести сравнение и выявить ее общность с русской религиозной пластикой, явления яркого, самобытного и в настоящее время сохраненного в отдалении от центра России – на Русском Севере и в Нижегородском Поволжье. Русская церковная скульптура, свободная на периферии от условностей официальной Церкви, приобрела особую наглядность, профессионализм в обработке материала и стилистику индивидуализированного искусства. В русских церквях лица скульптур также выражают человеческие чувства и повторяют физические черты живых людей. У мастеров, проживавших в ХVIII веке на территории нынешнего Семеновского района Нижегородской области, так же, как и в представленном нами произведении, прослеживается стремление к передаче живых человеческих чувств и свое понимание библейского сюжета. Наиболее ярким образцом их изделий является как раз изображение Иоанна Крестителя. Интересно, что у семеновских мастеров облик святого отражал откровенно средиземноморский, скорее итальянский этнический тип. Мы поймем почему, если примем во внимание разнородность средневекового населения Поволжья. Чрезвычайно мозаичной средневековой культурой характеризуется и Пермский край.
При сравнении становится ясно, что родившаяся в народной традиции церковная скульптура берет истоки из национальной традиции, перекликаясь в общем значении с религиозной скульптурой других народов. Осознанию общего, универсального, а значит объединительного характера религиозной скульптуры служат хранимые в церквях и музеях образцы.
Скульптура выполнена с большим тщанием и в выразительной статике. В обработке произведения видна рука опытного художника, необычайно тонко чувствующего пропорции. Обращает на себя внимание откровенность пластики, не свойственная иконной традиции. Очень интересна композиция по цвету. Это сочетание холодного тона посеребрения и глухих охристых тонов. Цвет акцентирует моделировку лица и прядей волос. Окраска придает скульптуре еще большую силу выражения и приземленность. Подчеркивая человеческий облик святого, мастер передает тяжесть совершенного преступления и неотвратимость наказания за совершенное жестокое убийство, отражает полноту скорби и переживания.
Произведение представляется уникальным памятником христианской культуры, определенно выдает католическую традицию. Можно предположить, что чуждая северокавказскому региону икона могла быть завезена на Кавказ или соотечественниками-ветеранами двух войн – Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, или же она попала сюда с иностранными, в частности, польскими репатриантами уже в начале ХIХ века. В характеристике этой скульптуры можно провести сравнение и выявить ее общность с русской религиозной пластикой, явления яркого, самобытного и в настоящее время сохраненного в отдалении от центра России – на Русском Севере и в Нижегородском Поволжье. Русская церковная скульптура, свободная на периферии от условностей официальной Церкви, приобрела особую наглядность, профессионализм в обработке материала и стилистику индивидуализированного искусства. В русских церквях лица скульптур также выражают человеческие чувства и повторяют физические черты живых людей. У мастеров, проживавших в ХVIII веке на территории нынешнего Семеновского района Нижегородской области, так же, как и в представленном нами произведении, прослеживается стремление к передаче живых человеческих чувств и свое понимание библейского сюжета. Наиболее ярким образцом их изделий является как раз изображение Иоанна Крестителя. Интересно, что у семеновских мастеров облик святого отражал откровенно средиземноморский, скорее итальянский этнический тип. Мы поймем почему, если примем во внимание разнородность средневекового населения Поволжья. Чрезвычайно мозаичной средневековой культурой характеризуется и Пермский край.
При сравнении становится ясно, что родившаяся в народной традиции церковная скульптура берет истоки из национальной традиции, перекликаясь в общем значении с религиозной скульптурой других народов. Осознанию общего, универсального, а значит объединительного характера религиозной скульптуры служат хранимые в церквях и музеях образцы.