Раритеты ПКМ. Коллекция «Прикладное искусство, быт и этнография»

- Раритеты ПКМ. Коллекция «Археология»
- Раритеты ПКМ. Коллекция «Прикладное искусство, быт и этнография»
- Раритеты ПКМ. Коллекции «Графика» и «Живопись»
- Раритеты ПКМ. Коллекция «Оружие»
- Раритеты ПКМ. Коллекция естественнонаучная
- Раритеты ПКМ. Коллекция фотоисточники
- Раритеты ПКМ. Научная библиотека
Это обширное фондовое собрание предметов XIX-XX вв., которые относятся к многообразным сферам человеческой деятельности. Многие предметы данного раздела связаны с культурой городского быта, с культурой народов, проживающих на Северном Кавказе, в том числе - казачества. Наиболее широко представленная бытовая утварь охватывает обширный предметный ряд с многообразием форм и материалов (кухонные принадлежности, столовые приборы, самовары, утюги, весы, осветительные приборы, мебель, предметы интерьера и т.п.). В основном, это вещи массового производства, типичные для своего времени. В состав фонда входит небольшая коллекция культовых предметов, в основном XIX в., пополненная в 2014 г. уникальным даром (облачение епископа XXI в.). Также в составе фонда имеются форменные предметы обмундирования и снаряжения, из которых значительную часть занимают атрибуты советской армии XX в. Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства интересна и тем, что в ней собраны авторские работы многих местных мастеров (в основном XХ в.), работавших в самой различной технике. Это - вышивка, гобелен, ковроткачество, макраме, папье-маше, интарсия, резьба, чеканка, ковка и т.п. Также в этой коллекции имеются уникальные работы мастеров зарубежных стран - даров музею от частных лиц и различных делегаций, посещавших город-курорт Пятигорск. Коллекция предметов прикладного искусства, быта и этнографии продолжает ежегодно активно пополняться за счет даров местных жителей.

Облачение епископа (личное, полное). ХХI в. ОФ. 34885, 34886, 34887, 34888, 34889, 34890, 34891/1-2, 34892, 348932, 34894, 34895. Дар музею Архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Акт № 35 от 19.06. 2014 г.
Облачение епископа для богослужений - парадный, более роскошный вариант одежд епископа. Состоит из омофора – длинного, лентообразного плата; саккоса – длинной просторной верхней одежды, не сшитой по бокам, с короткими широкими рукавами и вырезом для головы; поручами – нарукавниками; палицы – ромбовидного плата; епитрахили – длинной ленты, огибающей шею и двумя концами спускающейся вниз; пояса, который стягивается шнурками; сулока – четырехугольного вдвое сложенного плата. Все это выполнено из плотной материи синего цвета, украшенной парчовой вышивкой и бахромой желтого цвета. Понизу одеяние также подшито парчовой бахромой желтого цвета. Под эти одежды одевается подризник (подсаккосник) – длинное одеяние из тонкой белой ткани в виде рубахи без ворота с узкими рукавами со шнурками на концах. Голову венчает митра епископа – богослужебный головной убор, расшитый парчовым шитьем, украшенный крестом желто золотого цвета с камнями на вершине. Для ношения на груди на длинной цепочке – панагия – образ Богоматери, овальной формы в виде медальона; крест епископа наперсный, четырехконечный, с удлиненным нижним концом, с изображением распятия в центре, выполненные из желтого металла, украшенного синими камнями. Символом архиерейского служения является посох епископа – жезл с витой рукояткой из желтого металла, указывающий на положение в православной церкви. Экспонируется на выставке «Дарящие реликвии и память». Это единственное в фонде музея уникальное подлинное именное собрание архиерейского служения.

Каламарь – походная подвесная чернильница. Бронза, литье. ХVIII - XIX вв. Размер: 4,5 х 5 х 2,5 см. ОФ. 2434. Источник и документы поступления: Акт № 87 от 10.03. 1955 г. Дар ученика 3 класса С.Ш. № 1 Будагова, обнаружена при кладке дома по улице имени Рожанского, дом №12 в Пятигорске.
Чернильница походная подвесная (небольшой сосуд для хранения жидких чернил) играла заметную роль в повседневной жизни человека. Чернильница устойчива, ее можно поставить на любую поверхность или просто держать в руке и использовать при письме пером. По своей форме она напоминает плоский штоф с расширенной горловиной. По бокам расположены два ушка для цепочки или веревочки, с помощью которых она крепилась к поясу. Изготовленная в так называемом «зверином» стиле чернильница украшена рельефным объёмным орнаментом - религиозной трактовки сюжета «Битва льва с единорогом».

Булава атамана станицы Новоосетинской Терского Казачьего Войска. ХVIII – ХIХ вв. Материал: дерево, металл. Размер: деревянный стержень -140 см, диаметр металлической шишки - 7 см. ОФ. 92. В 1925 году передана в музей Терокружкомом из Степновского района.
Представляет собой деревянный стержень с металлической шишкой (яблоком) на верхнем конце и металлической окантовкой на нижнем. Булава олицетворяла верховную власть в казачьих войсках, служила неотъемлемым атрибутом атамана. Принадлежность булавы атаману станицы Новоосетинской Терского Казачьего Войска подтверждена выгравированной надписью: «Станичный атаман Новоосетинской станицы».

Карачаевский национальный женский костюм. Платье «чепкен». Карачай. Бархат, машинный пошив, золотная вышивка, галун. 127 х 42 см.
Акт поступления №34 от 12.09.1974. ОФ. 4864/1. Нагрудник «тюйме». Кубачи. Конец ХIХ - начало ХХ вв. 24 фибулы: серебро 600, литье, ковка, чеканка, гравировка, чернение, золочение. Масса: общая- 431,02 г, в лигатуре - 431,02 г. Акт поступления №94 от 6.06. 1990. ОФ. 19107/1 - 24. Пояс наборный. Работа лезгинских мастеров. ХIХ в. Дагестан. Серебро 875, ткань, литье, ковка, гравировка, чернение, припой, золочение. L – 76; масса: общая – 719,6 г, в лигатуре - 453 г. Акт поступления № 94 от 26.04. 1963. ОФ 3632/1. Шапочка «ока-бёрк». Карачай. ХIХ в. Бархат, золотная вышивка, плетеный золотный шнур. Акт поступления №36 от 14.09.1974. ОФ 4866/ 3. Шаль «чилле-джаулук». Карачай. ХIХ в. Шелк, гладьевая вышивка, 156 х 133 см. Акт поступления № 23 от 27.05. 1971. ОФ. 4530.
Акт поступления №34 от 12.09.1974. ОФ. 4864/1. Нагрудник «тюйме». Кубачи. Конец ХIХ - начало ХХ вв. 24 фибулы: серебро 600, литье, ковка, чеканка, гравировка, чернение, золочение. Масса: общая- 431,02 г, в лигатуре - 431,02 г. Акт поступления №94 от 6.06. 1990. ОФ. 19107/1 - 24. Пояс наборный. Работа лезгинских мастеров. ХIХ в. Дагестан. Серебро 875, ткань, литье, ковка, гравировка, чернение, припой, золочение. L – 76; масса: общая – 719,6 г, в лигатуре - 453 г. Акт поступления № 94 от 26.04. 1963. ОФ 3632/1. Шапочка «ока-бёрк». Карачай. ХIХ в. Бархат, золотная вышивка, плетеный золотный шнур. Акт поступления №36 от 14.09.1974. ОФ 4866/ 3. Шаль «чилле-джаулук». Карачай. ХIХ в. Шелк, гладьевая вышивка, 156 х 133 см. Акт поступления № 23 от 27.05. 1971. ОФ. 4530.
Представленный парадный комплект карачаевской национальной женской одежды отражает глубокую национальную преемственность и общекавказские черты. Элементы эстетического и утилитарного здесь тесно переплетены между собой. Основой костюма является платье чепкен, отражающее уникальные приемы художественной обработки. Платье украшено окантовочной тесьмой и золотной вышивкой, исполненной в гладьевой технике и в технике «вприкреп», трудноисполнимой и редчайшей в наши дни. Кавказская национальная одежда имеет престижный ювелирный ансамбль. Убором кавказского женского платья являются редкостные аксессуары: нагрудник, составленный из четного числа фибул, представляющий собой эволюцию защитного доспеха, сложно украшенный наборный пояс, составленный из пластин, соединённых кастами. Богато украшена волоченной золотой нитью шапочка «ока-бёрк», которая сверху покрывалась шелковой шалью «чилле-джаулук», украшенной цветочным орнаментом (монохромная вышивка белыми шелковыми нитками) - головной убор карачаевского женского свадебного наряда.
В начале ХХ в. основным сырьевым материалом для изготовления украшений одежды и оружия являлось серебро. Во многих случаях для изготовления новых изделий переплавлялись изделия более ранние. Этот факт объясняет малочисленность, либо отсутствие в музейных собраниях образцов художественного серебра более раннего периода, чем начало ХХ в.

Браслет женский. Конец ХIХ – начало ХХ вв. Дагестан. Кубачи. Серебро 875, стекло, литье, ковка, чеканка, гравировка, чернение, монтировка. 14 х 3,5 см. Масса серебра: общая – 46,6 г, в лигатуре - 42,0 г. ОФ № 25067. ОФ. 25067. Акт 51 от 24.06. 1993 г.
Браслет ручной работы - литой жесткий с гравированным геометрическим орнаментом по всему полю и монтировкой по серебру в два ряда попарно 8-ю овальными вставками рубинового стекла, покрывающий только 3/4 запястья, волнообразные края не сходятся. Интересен как образец традиционного самобытного Кубачинского ремесла ХIХ - начала ХХ вв. с применением техник литья, ковки, чеканки, гравировки, чернения и монтировки.

Газыри. Начало ХХ в. Гильза патрона – металл. Колпачок на газырь – серебро. Техника изготовления: литье, гравировка, чернение. Размер: длина гильзы – 9.4 cм, колпачок d – 1 cм, L -1,9 см. Вес серебра в колпачке: 67,6 – в лигатуре, 59,09 – в чистоте. Источник поступления: Акт № 198 от 1 декабря 1958 г. Закупка – 150 р. ОФ. 3242/1-4.
Герметично закрываемый цилиндрический пенал - вместилище для заранее отмеренного порохового заряда. Серебряные колпачки с полукруглой верхней частью, покрытые чернью и грубой гравировкой с растительным орнаментом, в центре с петлей, закрывали пенал. Газырь – в переводе с тюркского языка - «готовый». Применялись на Кавказе для перезарядки - максимально быстрого высыпания пороха в ружьё. Располагались газыри в нагрудных кармашках на черкеске (русское название верхней мужской одежды - кафтана, которая была распространена в обиходе фактически у всех народов Кавказа).

Дорожный футляр. Средняя Азия. ХIХ в. Размер: длина – 31,5 см, диаметр – 18,5 см, высота – 10 см. Материал: телячья кожа, тиснение, окраска, металл, инкрустация. ОФ. 839. Дата поступления - 1948 г. Дар.
Дорожный футляр для укладки особо ценных китайских фарфоровых пиал. Мягкая заглаженная крышка и длинная ременная ручка, крепившаяся к седлу, позволяли транспортировать сосуды, не опасаясь за их целостность в условиях частых переездов. При перекочевке футляр крепился к седлу выпуклой стороной наружу, а в юрте подвешивался к верхнему краю стены. Изготавливались обязательно из прочной телячьей кожи, тисненой, прошитой, украшенной резьбой и тиснением, реже – инкрустацией металла. Производство футляров для пиал было связано с потребностью кочевого быта в связи со скотоводческим характером хозяйства народов Средней Азии и Северного Кавказа. С переходом жителей этих регионов на оседлый образ жизни во второй половине ХIХ в. футляры для пиал перешли в разряд реликвий музейного значения.

Стамбха – памятная колонна. Слоновая кость. 20-30 годы ХХ в. Южный Китай, Завод резьбы по слоновой кости Даси в г. Гуанчжоу. Техника: резьба «на проём». Высота – 35,5 см, диаметр шара 8,5 см. ОФ. 3636.
Акт № 96 от 27.04. 1963 г.
Акт № 96 от 27.04. 1963 г.
Памятная колонна - настольная скульптура состоит из основания, на котором – фигура Творца, которого называют «Несущий Вселенную». Венчает колонну съемная семислойная сфера - вырезанные из цельного блока кости шары. Внутри костяного шара, помещены другие шары (всего семь), каждый имеет уникальную резьбу, подвижен и крутится внутри большего по размеру шара. Шары сферы являются воплощением мысли о неделимости целого. Памятная колонна олицетворяет модель Вселенной, сюжет которой заимствован из древних восточных мифов о мироздании. Уникальность работы в сложности исполнения композиции сферы - вырезание из цельного блока кости шаров независимых друг от друга, так называемых «шары в шаре». Причем, в трудоемкой работе над одним семислойным комплектом задействовано традиционно восемь мастеров, работа которых над одним таким комплектом длится около 2 лет. Уникальность стамбхи, хранящейся в пятигорском музее, тем более велика, что она вырезана из отбеленной слоновой кости, дающей сначала открытую белизну, а со временем ровную сияющую поверхность.

Бюст молодой девушки. Автор не известен. Мрамор, резьба, шлифовка, размер: 47см х 30 х 21,5см, пьедестал – 8 х 22,5 х 22,5см. ОФ. 2061. Акт № 2 от 4.08.1953
Образ девушки, целомудренный и игривый, воплощение ранней юности, подкупает своей реалистичностью и трогательностью. Произведение создано в духе творчества выдающегося французского скульптора XVIII века Этьена Мориса Фальконе (1716-1791), воплотившего в своих произведениях эмоционально-лирическую линию европейского классицизма. Автору идеально удалось в мраморе передать нежные и мягкие формы, сочетать внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо, сложного и замысловатого, с реалистическими устремлениями.